На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Спички - не игрушка

85 838 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михалыч
    Или поголовный террор для диких кишлачников, или дать огнестрельное оружие русским. Полиция уже давно в стороне: кто ...И вот теперь поду...
  • Yura Gladkoborodov
    Пока СК не возьмется, по-серьезному, за "крышу" этих животных ничего не будет.И вот теперь поду...
  • Галина Чужая
    А у меня опять  один единственный вопрос к ГИБДД!!! Они нас, российских простых граждан!!!, за один штраф пригнобят и...И вот теперь поду...

25 лет без СССР. Что «выиграли» постсоветские страны, которые предпочли дезинтеграцию?

25 лет без СССР. Что «выиграли» постсоветские страны, которые предпочли дезинтеграцию?


За последние три года объемы торговли членов ЕАЭС с другими странами СНГ возросли более чем на треть. Количество совместных инвестпроектов между Евразийским союзом и этими странами увеличилось за тот же период почти наполовину. Главная причина этой тенденции – постепенное осознание некоторыми, хотя и не всеми странами, обособленными от ЕАЭС, своей невозможности, уповая только на финансовые инъекции Запада, достичь высоких темпов экономического роста и, соответственно, социально-экономического развития. Восстановление и развитие кооперационных связей с интеграционным ядром СНГ – важнейшее условие такого роста.

Так, общее количество совместных кооперационно-технологических/сбытовых проектов Азербайджана с ЕАЭС только за последние три года достигло почти 90, в том числе с российскими партнерами – свыше 50. Объемы же обоюдной взаимной торговли, по имеющейся информации, стабильно растут с 2013 года, а ее взаимный ассортимент возрос за тот же период на 25%. Азербайджан среди не участвующих в ЕАЭС стран – лидер по объемам кооперационных инвестиционно-технологических/сбытовых проектов со странами Евразийского союза.

С Грузией, несмотря на её известные политические проблемы с РФ, объем торговли возрос более чем вдвое к концу 2016 г. в сравнении с 2010-м. Число совместных российско-грузинских инвестпроектов за тот же период возросло до 40: они реализуются в основном на грузинской территории (электроэнергетика, транспортная инфраструктура, горнодобывающая отрасль, телекоммуникации). Немаловажно и то, что объем грузового транзита между Россией и Арменией через Грузию за 2013 г. – октябрь 2016 г. возросли более чем вдвое. Причем Тбилиси поэтапно введен льготный (облегченный) режим оформления и пропуска транзитных грузов российско-армянской торговли.

Вдобавок к сказанному Грузия вместе с РФ, Азербайджаном и Арменией участвуют в проектах в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества по созданию общерегиональных автодорожного и электроэнергетического «колец».

Ещё важный факт в том же контексте, но уже в отношении Молдовы. Она и Россия на днях договорились о полноценном восстановлении взаимных экономических отношений. Это стало возможным по результатам недавних президентских выборов в Молдове, на которых победил И. Додон – представитель тех политических сил, которые осознают тупиковость ассоциации страны с Евросоюзом. Тут же возобновилась работа межправкомиссий по экономическим, научно-техническим и культурным связям Молдавии со всеми странами бывшего СССР. По расчетам молдавских экспертов, полномасштабное экономическое взаимодействие их страны с другими странами СНГ позволит увеличить национальный ВВП минимум на 15-20%, а стоимость экспорта – не меньше чем в полтора раза.

Опыт последней четверти века применительно к странам экс-СССР, не участвующим в процессах евразийской интеграции, однозначно свидетельствует, что именно рынок ЕАЭС, и особенно российский, был и остается основным для экспортной продукции стран-соседей Евразийского союза. Заметим также, что именно в расчете на Россию–ЕАЭС национально ориентированные силы Молдовы планируют остановить долговременное падение ВВП и рентабельности экспорта (на 90% – сельскохозяйственного).

Схожие оценки в последнее время озвучиваются и в тех странах Центральной Азии, что остаются пока вне ЕАЭС. Многие местные эксперты считают, что более тесные экономические, в том числе технолого-кооперационные связи Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана с ЕАЭС позволят повысить их ВВП минимум на 10-13%. Эти оценки, конечно, учитываются руководящими структурами стран региона.

Так, с осени нынешнего года всё более активным становится экономическое взаимодействие Узбекистана с РФ и другими странами ЕАЭС. Обе стороны, по имеющимся данным, планируют реализацию в 2017-2021/23 гг. совместных инвестпроектов более чем в 15 отраслях. Причем до 60% таких проектов будут реализованы в рамках российско-убекистанского сотрудничества.

А недавние переговоры в Сочи президентов обозначили качественно новый этап обоюдовыгодного экономического взаимодействия России и Туркменистана. Включающий, в частности, создание совместных производств в различных отраслях, развитие обоюдных транспортных связей, обмен опытом в глубокой переработке энергоносителей, промышленного, сельскохозяйственного сырья.

Кроме того, на днях в постсоветском и зарубежном медиапространстве появилась информация о том, что, во-первых, руководство Таджикистана, участвующего в ОДКБ, детально присматривается к преимуществам интеграционной политики ЕАЭС. А во-вторых, готовится обновление действующих или подписание новых соглашений о военно-техническом сотрудничестве РФ с Узбекистаном и Туркменистаном. Что вполне объяснимо в связи с известной ситуацией на границах стран региона с Афганистаном.

Все эти тренды обходят стороной Украину, где, начиная с 2013 г., реальное падение ВВП превысило 35%, а сокращение совокупного объема промышленного и сельскохозяйственного производства составило около 40%. Притом что общая внешняя задолженность Украины (государственная и коммерческая) за тот же период возросла более чем вдвое. А фактическая доля «западных» кредитов и займов в государственном финансировании регионов и экономики к концу нынешнего года превысила 40%.

Столь удручающие показатели далеко не в последнюю очередь обусловлены тем, что к настоящему времени на Украине заморожено более 80% кооперационно-технологических связей с Россией, около 50% – с Казахстаном, до 35% – с Белоруссией. Нынешний режим в Киеве, пришедший к власти на волне антигосударственного переворота и проталкивающий свою страну в Европу (где Украину по большому счету не ждут), твердо ведет линию на полный разрыв связей с Россией. А хоть как-то улучшить социально-экономическую ситуацию в стране украинские власти надеются в том числе с помощью доходов от транзита нефти и газа из южного и юго-восточного регионов экс-СССР.

Украина – участник явно антироссийского проекта в лице созданного в 1997 г. по инициативе США и ЕС политико-экономического блока ГУУАМ (Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Молдова). Главной его задачей была помощь Западу в «дополнительном» экономическом и военно-политическом давлении и на Россию, и на проектируемый в тот период Евразийский союз. Во всяком случае, в рамках этого блока до сих пор не реализован ни один интеграционный проект, да и сам этот, по сути, распадающийся блок дрейфует в сторону военно-политического филиала ЕС и НАТО. Ибо в 2005-м ГУУАМ покинул Узбекистан (после чего блок стал просто ГУАМ); с осени 2016-го в Молдове усиливаются настроения за выход из него. Но, как известно, натовское присутствие в Грузии и на Украине не ослабевает, и свою роль в противостоянии России Киев еще сыграет.

По мнению азербайджанского политолога Гусейна Ашраева, «ГУУАМ был учрежден в качестве аналога «Балканского пакта» Югославии и участвующих в НАТО Греции и Турции, созданного в феврале 1953-го. Он предназначался не для экономической интеграции этих стран, а в качестве политической «подпорки» для НАТО и для стимулирования известного советско-югославского конфликта. По мере разрядки напряженности между Востоком и Западом и развития советско-югославских отношений этот блок распался. Та же участь «настигает» ГУАМ в связи с более активными интеграционными связями этих стран и друг с другом и с ЕАЭС».

Эти тенденции, повторим, всё активнее развиваются, причем в масштабе всего СНГ. Другое дело страны Балтии. По темпам падения ВВП, промышленного, сельскохозяйственного производства и, соответственно, уровня жизни эти страны – члены НАТО и Евросоюза – среди лидеров в ЕС. До 70% их трудоспособного населения на 7-10 месяцев в году выезжает за границу на заработки. Это притом, что не только советская, но и досоветская Прибалтика была в числе наиболее социально-экономически развитых регионов Российской империи и СССР. Данный регион в зарубежье именовали, и небезосновательно, экономической и социальной «витриной» монархической России и Советского Союза. Достаточно упомянуть, что реальный объем советских капиталовложений в экономику и социальную сферу Прибалтики за 1952-1986 гг. был почти на четверть больше, чем по РСФСР, хотя размеры их территории несопоставимы.

Теперь же эти страны, с одной стороны, пытаются увеличивать свой экспорт (в основном это сельскохозяйственные и текстильные товары) в РФ и другие страны ЕАЭС – даже в обход западных «санкций», к коим присоединились прибалты, они же снижают тарифы на внешнеторговый транзит РФ. А с другой стороны, выдвигают провокационные финансовые претензии за российско-советскую «оккупацию». А почему бы, скажем, той же Литве не вычислить стоимость возвращения ей Советским Союзом в 1939-м столичного Вильнюсского региона, захваченного Польшей в 1919 г.? И в 1945-м – главного портового региона страны – Клайпедского – с дельтой Немана и примыкающей частью Куршской косы, оккупированных Германией в 1939-м?

Иными словами, сполна вкусив в постсоветскую эпоху «плоды» дезинтеграции, навязанной Западом, подавляющее большинство экс-советских республик возвращаются, хотя и с разной скоростью, к двух- и многосторонним интеграционным отношениям. И навряд ли такую тенденцию удастся «остановить» извне. А кто этот тренд игнорирует, явно рискует проиграть.

Алексей БАЛИЕВ

Картина дня

наверх